Меню

Самозанятых планируют допустить на рынок грузоперевозчиков

31.10.2024
Весной 2024 г. в Госдуму был внесен на рассмотрение законопроект №595821-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который во многом идентичном предыдущему. Данный законопроект был снят с рассмотрения в связи с отзывом его субъектом законодательной инициативы 18.06.2024 г.

Самозанятые.png

Вместо отозванного законопроекта в Госдуму 14.06.2024 г. был внесен законопроект №647526-8 «О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект получил множественные замечания профильного комитета по транспорту, в связи с этим можно ожидать существенные доработки.

Основные положения законопроекта:
  1. Предлагается ввести общедоступный единый реестр перевозчиков грузов.

  2. Предлагается создать национальную цифровую транспортно-логистическую платформу Российской Федерации «ГосЛог» (далее – ЕЦП «ГосЛог»), в которой будут регистрироваться и подавать уведомления перевозчики.

  3. Требование о размещении в реестре сведений устанавливается в отношении грузовых автомобилей, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, т.е. категорий N2 и N3. Уведомление о начале деятельности в отношении транспортных средств имеющих более 2,5 тонн и не более 3,5 тонн (категория N1), предоставляется в соответствии с ранее установленным порядком.

  4. Требование в отношении внесения в реестр сведений о грузовых автомобилях, осуществляющих перевозку для собственных нужд, не применяется.

  5. Законопроектом предусмотрен допуск к перевозкам грузов лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не являющимися ИП (самозанятым гражданам), владеющих транспортными средствами, имеющими допустимую максимальную массу от 2,5 до 3,5 тонн.

  6. Законом к перевозчикам предъявляется три требования:

    a) финансовая состоятельность – нет недоимки по налогам,

    б) профессиональная компетентность – наличие в штате одного специалиста по безопасности дорожного движения,

    в) профессиональная надежность – отсутствие у руководителя неснятой и непогашенной судимости за преступления в сфере экономической деятельности, экологии, трудового законодательства или безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

  7. Для обеспечения подготовки перевозчиков к исполнению требований закона, контрольных органов, грузоотправителей, экспедиторов сроки вступления в силу норм законопроекта в отношении направления уведомлений о перевозках грузов транспортными средствами, имеющими максимальную массу более 12 тонн, и более 3,5 тонн разнесены на 180 дней с момента официального опубликования закона.

  8. Сам по себе закон, согласно проекту, вступает в силу с 01.03.2025 г.
Основной вывод данной законодательной инициативы: доступ самозанятых на рынок грузоперевозок не поможет устранить наблюдаемый в настоящее время дефицит перевозчиков. Ограничения по грузоподъемности транспортных средств позволят указанной категории граждан преимущественно заниматься только внутригородскими перевозками, либо же при перевозке легких грузов на относительно короткую дистанцию.

С позиций Страховщиков считаем данное ограничение справедливым в силу того, что с таких перевозчиков крайне сложно будет возместить ущерб, причиненный по их вине грузу. Ключевой критерий для доступа самозанятых к перевозке грузов является наличие в собственности грузового транспорта от 2,5 до 3,5 тонн.

Например, новая грузовая Газель стоит в пределах 3-4 млн рублей. Соответственно в случае причинения ущерба грузу, с виновника реально взыскать сумму ущерба не более стоимости транспортного средства. Однако в законопроекте не говорится о возрасте этого транспорта.

Соответственно при страховании грузов, или при страховании ответственности экспедитора в договорах страхования появятся требования к предельному возрасту транспортного средства. И если для тягачей, как правило, это устанавливается в пределах 10-15 лет, то для небольших грузовичков, возраст будет явно ниже. Также возможно будут отсекаться такие перевозчики-самозанятые по возрасту и стажу вождения и коэффициенту КБМ по ОСАГО.

С одной стороны да, жизнь для экспедиторов упростится, так как на рынок выйдут новые перевозчики, но с другой стороны, никто не отменял обязанности, тех же самых экспедиторов, о сохранности груза своих заказчиков.

С Уважением НКО «ПОВСТО»